10 смыслов знаменитого полотна малевича «черный квадрат»

«Черный квадрат» — это неудавшаяся картина

Казимир Малевич за работой

19 декабря 1915 года в Петербурге проходила футуристическая выставка под названием «0,10». Казимиру Малевичу было поручено создать несколько своих творений специально для нее. Сроки были ограничены, и неизвестно, может автора не устраивал результат, то ли он не успевал закончить картину вовремя, и, психанув, нарисовал странный по форме прямоугольник, закрасив его в черный цвет. Когда полотно было закончено, зашедший в мастерскую друг вскрикнул: «Гениально!». Именно благодаря этому случаю Малевич, придумал высший смысл своему «Черному квадрату». Таким образом, на поверхности появился эффект краски, которая растекается. Мистики в этом никакой нет, картина просто не вышла.

Было множество попыток по исследованию полотна, чтобы найти первоначальный вариант, который, возможно, находился бы под поверхностным слоем. Но искусствоведы, ученые и критики уверены – если начать данную процедуру поиска, можно существенно навредить полотну. Поэтому все экспертизы остаются незавершенными.

Сколько стоит сейчас шедевр?

Лучше задать вопрос более целенаправленно. Где сейчас можно полюбоваться идеальной по всем параметрам чёрной геометрической фигурой? Всё в итоге зависит от версии созданного полотна. 

Миллион долларов

Пропорции в различных вариантах отличаются, что видно невооружённым взглядом. 1932 год стал периодом в плане того, что очередную копию знаменитого квадрата приобрёл в свою коллекцию русский магнат. Подобную «безделицу» он купил всего лишь за миллион долларов.  

Одна из версий находится сейчас в Эрмитаже, так что каждый желающий сможет рассмотреть таинственную геометрическую фигуру. Интересный по щедрости жест со стороны богатого человека. Однако доподлинно неизвестно, как картина оказалась в Эрмитаже. 

Стоимость этого шедевра объявить сложно, потому что вещи такого масштаба оцениваются на аукционе. Реально только озвучить страховку, которая полагается картине Малевича. Составляет 1 млн рублей, что копеечной суммой не назовёшь. При желании начать аукцион его организаторы поставили бы начальную планку в 20 млн долларов. 

Где же находится оригинал произведения, который был создан в 1915 году? При посещении Третьяковской галереи реально увидеть знаменитое полотно. Его цена будет явно превышать 20 млн долларов. Картина считается национальным достоянием России, так что на продажу выставлена не будет. 

Государственная Третьяковская галерея

Как обстоят дела с повторными попытками Малевича из простого создать прекрасное и гармоничное? В 1923 году вторично воплотил идею на полотне. Копией её назвать нельзя, хотя визуально обе работы мало чем отличаются друг от друга. Сейчас этой версией можно полюбоваться в Русском музее. 

Второй экземпляр приписывают кисти учеников Малевича, которых он только вдохновлял. Тем не менее руководство наставника чётко прослеживается в этой коллективной работе.  

Третий вариант создан в 1929 году, и его можно назвать самым достоверным воспроизведением оригинала. Предназначался он для Третьяковской галереи, так как изначальная версия находилась в плачевном состоянии. 

Автор шедевра старался не сделать точную копию первого творения. Удалось ли ему такое желание? Визуально сложно найти различие между работами. Однако необходимость схожести никто не отменял, и художник именно в музее воспроизводил третий экземпляр картины. 

Инкомбанк в дальнейшем удивил общественность четвёртой версией квадрата в чёрном цвете. Озвученная организация в 1998 году благополучно разорилась, но имела в активах копию от Малевича, от неизвестного человека. На открытые торги со стартовой ценой в 80 млн долларов она не попала и хранится в Эрмитаже. 

Эрмитаж

Можно долго рассуждать над моментами создания картины. Однако почитатель искусства мечтал бы иметь её в коллекции. При таком рвении придётся выложить основательную сумму. 

ЦЕНА ВОПРОСА

В 2008 году «Супрематическая композиция» (1916) Малевича ушла на аукционе Sotheby’s за $60 млн. Это рекорд для славянской живописи (до этого «Фугу» (1914) Василия Кандинского продали в 1990-м за $20 млн).

Игорь Абрамович, украинский арт-диллер, занимающийся продвижением наших художников на Sotheby’s, Christie’s и Phillips, рассказал нам: «Если бы супрематические работы Малевича сегодня оказались на аукционе, то они бы стоили десятки миллионов долларов, а реальная цена одного из «Черных квадратов» — $140–150 млн. И думаю, оказался бы он в руках американцев — они бы его на части порвали».

Происхождение Казимира Малевича

Художник- авангардист Казимир Малевич.

Рожден был в Киеве в феврале 1879 года в семье поляков-католиков Северина Малевича и Людвиги Галиновской. Казимир был первенцем из четырнадцати детей в семье, из которых выжило девять. Казимир с детства был бойким парнем, любил пошататься по лесам, болотам, пострелять по птицам с лука. Все попытки отца привлечь сына к механике и точным наукам не увенчались успехом. Сиверин не был самодуром, но судьбу он все же сыну предопределил самостоятельно: аграрное училище, затем профессия сахаровара.
Род поляков Малевичей был достаточно древним но небогатым. А отец, Северин Малевич был управляющим сахароваренных заводов промышленника Н.Терещенко. По долгу службы он со своей большой семьей был вынужден жить во многих городах Украины, пока не переехал в Курск. И в связи с этим Казимир Малевич во многих анкетах в графе национальность указывал — «украинец».

Гражданский брак с Софьей Рафалович

Малевич с Софьей Рафалович.

Познакомился Малевич с Софьей Рафалович в Москве на выставке внеклассных работ школы Рерберга в октябре 1910 года, которую посетил сам Рафалович с женой и дочерью.А к 1911 году Софья и Казимир уже жили вместе, гражданским браком, в котором были счастливы

Из воспоминаний знакомой их семьи: «…если Казимира Ивановна всё время вымогала внимание к себе, то Софья Михайловна, наоборот, всё своё внимание и заботу отдавала мужу, она мирилась с его недостатками и всегда хотела их не показывать самому Казимиру»

Позже мемуаристы, сравнивая трех жен Казимира Малевича, всегда отдавали предпочтение Софье: мол, она, единственная из всех, была Малевичу ровней. Было очевидно: Софья для Казимира была поддержкой во всем. В те годы становления его как художника, когда не было ни денег, ни известности, ни круга единомышленников: преданная, понимающая жена — это клад.

Малевич за работой.

Первые годы семья бедствовала, жила за счёт мизерных Сониных заработков. Она работала не покладая рук — то секретаршей, то корректором, то машинисткой. Хотя Малевичу это не совсем нравилось, но что было поделать, если его странная непонятная живопись не приносила никакой прибыли.

ХУДОЖНИК, КОТОРОГО НЕ ХОТЕЛИ УЧИТЬ

Казимир Малевич родился в Киеве 23 февраля 1878 года в семье поляков. Его отец был управляющим на сахарном заводе Терещенко, а мать — домохозяйкой. Рисовать он начал в 15 лет, после того как мама подарила ему набор красок. А в 17 лет Казимир поступил в столичную художественную школу, но по настоянию отца получил образование агронома. В поисках лучшей жизни многодетная семья Малевичей (у четы было 14 детей, Казимир — первенец, но выжило только девять) в 1896-м переехала в Курск, где Казимир устроился чертежником. В начале 1900-х поехал поступать в Художественное училище Москвы, штурмовал его четыре раза, но провалился. Образование получал в частной студии. В 1919-м Малевич поехал преподавать в Витебск в Народную художественную школу, откуда выжил Марка Шагала. Там он изобрел гипсовые модели архитектуры будущего и написал десятки теоретических работ.

В 1927 году он первый и последний раз выехал со своими 70 работами за границу: выставлялся в Варшаве и Берлине. Получив распоряжение вернуться в СССР (со своим передовым направлением он не вписывался в соцреализм, продвигаемый властями), он вернулся, оставив картины на попечение немецких друзей (в Союз из этих картин вернулось только пять — почти через 80 лет, когда родственники отсудили их у заграничных коллекционеров). И три недели провел в заключении. Когда тучи стали сгущаться (1929 год), Казимир вернулся в Киев преподавать в худинституте. Однако травля настигла его и здесь — сначала его уволили, а в 1930-м он был арестован как «немецкий шпион». В тюрьме Малевич пробыл около трех месяцев. В 1932-м получил должность руководителя Экспериментальной лаборатории в Русском музее в Питере. Но уже в 1933-м у Казимира диагностировали рак. Умер он в Питере в 1935-м. По завещанию был кремирован в супрематическом гробу, на котором были изображены черный квадрат и черный круг. Прах художника был захоронен под его любимым дубом в Немчиновке.

«Черный квадрат» — это пример гениального пиара

  • Роберт Фладд «Великая тьма», 1617. Иллюстрация понятий макро- и микрокосма

  • Берталь «Вид на La Hougue (под покровом ночи)», 1843

  • Гюстав Доре «Сумеречная история России», 1854

  • Пол Билхолд «Ночная драка негров в подвале», 1882

  • Альфонс Алле «Битва негров в пещере глубокой ночью», 1882

С начала XVII века художники проводили самые разнообразные эксперименты с черным цветом. В 1617 году полностью черную картину «Великая тьма» создал Роберт Фладд. Затем после него, почти через 200 лет, в 1843 Берталь нарисовал свой вариант игры с черной краской «La Hougue». Далее, почти без перерывов начали создавать полотна и другие художники: в 1854 году Гюстав Доре написал свою картину «Сумеречная история России», а через несколько лет в 1882 году появилась «Ночная драка негров в подвале» Пола Билхолда. В этом же году Альфонс Алле пишет картину «Битва негров в пещере глубокой ночью», которая является плагиатом на работу Билхолда.

Но 1915 год стал решающим, ведь именно тогда «Черный квадрат» Казимира Малевича вышел в открытую публику, получив своих первых поклонников. Картина стала очень популярной за довольно короткие сроки по сравнению со своими другими собратьями, которые были известны только лишь историкам. Такая экстравагантная выходка художника смогла прославить его на века. Еще в то время ему удалось предугадать, что же произойдет в ближайшем будущем касаемо современного искусства. Он тогда уже знал, что главное понимать, как продавать и как подавать, остальное – лишь мелочи.

Малевич сотворил позже не меньше четырех вариаций «Черного квадрата», которые различались не только цветом и фактурой, но и самим рисунком. И причиной этому было желание повторить и даже приумножить успех своего первого шедевра.

Кратко о создателе шедевра

Нерон спалил Рим, и этому безумному поступку посвящены многие главы в истории человечества. В качестве созидания против разрушения сто́ит рассмотреть шедевры Малевича. Начинал свой творческий путь с картины, которую с успехом продали за 5 рублей. 

Сложно назвать озвученную сумму копейками, но и баснословной расценкой нельзя охарактеризовать отдачу в чужие руки «Лунной ночи». Картина Малевича любого формата на аукционе стоит больших денег. «Лунная ночь» бесследно исчезла, зато заблистала другая его импровизация. 

Озвученные успехи пришлись на время вступления художника в почётный союз «Ослиный хвост». Само название свидетельствует о том, что речь идёт об объединении юных дарований. Казимира Севериновича такой явно скромный статус не остановил. Хотя сложно категорично рассуждать на этот счёт. 

Параллельно с обработкой холста гений писал статьи. В те времена он даже не догадывался, что со временем одна из его картин будет стоить баснословных денег. Подобная застенчивость похвальна, потому что тот же Пушкин открыто называл себя редким дарованием. 

Малевич Казимир Северинович

«Черный квадрат» — это политический ход

Казимир Малевич у своих работ в Музее художественной культуры в 1924 году

Казимир Малевич, являясь очень тонким стратегом, знал, как можно найти выход из любого положения, которое постоянно менялось в стране. Большое количество авторов царской России рисовали похожие «черные квадраты», но они были незаметными и малоизвестными. Когда же в 1915 году в свет вышел «Черный квадрат», он смог обрести абсолютно другой и актуальный смысл: автор представил революционное искусство ради блага новой эпохи и нового народа.

Но если рассмотреть более детально «Квадрат», то можно прийти к выводу, что рисунок к искусству и творчеству не относится. «Черный квадрат» был декларацией окончания традиционного искусства. Малевич был большевиком в искусстве и культуре, поэтому шел по стопам новой власти, а власть, соответственно, верила ему. Пока к управлению страной не пришел Сталин, у Малевича было несколько довольно почетных должностей, а в перспективе – будущий комиссар Наркомпроса ИЗО.

Зашифрованный смысл или бессмыслица?

Некоторые исследователи считают, что всякого рода истолкования о философско-психологическом значении картин Казимира Малевича, в том числе и его квадратов, являются надуманными. А на самом деле никакого высокого смысла в них нет. В качестве примера таких мнений можно привести историю о «Черном квадрате» Малевича и белых полосках на нем.

19 декабря 1915 года в Петербурге готовилась футуристическая выставка, для которой Малевич обещал написать несколько картин. Времени у него оставалось мало, он или не успевал закончить полотно к выставке, или был недоволен результатом, что сгоряча замазал его черной краской. Так и получился черный квадрат.

В это время в мастерской появился друг художника и, посмотрев на полотно, воскликнул: «Гениально!» И тогда Малевичу пришла мысль об уловке, которая могла быть выходом из создавшейся ситуации. Он решил придать получившемуся черному квадрату некий загадочный смысл.

Этим может быть объяснен и эффект растрескавшейся краски, имеющийся на полотне. То есть никакой мистики, просто залитая черной краской неудавшаяся картина. Нужно отметить, что неоднократно были совершены попытки исследования полотна на предмет обнаружения первоначального варианта изображения. Но успехом они не завершились. На сегодняшний день они прекращены, дабы не повредить шедевр.

При внимательном рассмотрении сквозь кракелюры можно увидеть намек на другие тона, цвета и узоры, а также белые полоски. Но это не обязательно картина, находящаяся под верхним слоем. Это вполне может быть нижним слоем самого квадрата, который образовался в процессе его написания.

Нужно отметить, что подобных версий относительно искусственного ажиотажа вокруг всех квадратов Малевича имеется очень большое количество. А что же на самом деле? Скорее всего, тайна этого художника никогда не будет раскрыта.

«Чёрный квадрат»[править]

История создания картины

Неудачная попытка Малевича нарисовать картину «Чёрный квадрат». Ещё одна неудачная попытка Малевича нарисовать картину «Чёрный квадрат». Конечный вариант картины. Казимир Малевич после заманчивого предложения деда долго думал над тем, что ему нарисовать. Все существовавшие на тот момент картины были созданы в процессе длительного труда опытными художниками, с которыми Казимир не мог сравниться. Наконец он решил нарисовать что-нибудь попроще, но в то же время вызывающее неоднозначное восприятие, и ему пришла в голову мысль нарисовать обычный чёрный квадрат на листе бумаги.

Несмотря на кажущуюся простоту картины, Казимир рисовал её почти 100 лет методом тыка и ошибок. Сначала он пытался нарисовать её от руки, но у него не получалось. Потом юный художник решил использовать фломастеры, но это также не дало желаемого результата. В конечном итоге он решил воспользоваться компьютером, который принадлежал Леонардо, и нарисовать «Чёрный квадрат» с помощью проги Paint, и это ему удалось. Казимир тут же распечатал картину и показал её своему деду. Тот похвалил внука и отдал картину на выставку, на которой он сам присутствовал, как известный художник. Все люди восхищались «Чёрным квадратом» и говорили, что это мировой шедевр искусства в противном случае всех этих людей Леонардо избил бы на месте.

Что представляет собой картина «Чёрный квадрат»?

Многие люди, в том числе и учёные, после написания картины Малевичем долго ломали голову над этим вопросом. Было много споров по этому поводу, и до сих пор пока нет единой версии о том, что представляет собой картина «Чёрный квадрат». Ниже представлены основные версии об этом.

  1. На картине находится запрещённое изображение, которое в качестве цензуры закрыли чёрным квадратом.
  2. На картине отображается соотношение чернокожих и всех остальных жителей Земли.
  3. Это на самом деле ультрафиолетовый или инфракрасный квадрат, настоящий цвет которого люди видеть не могут.
  4. Чёрный квадрат — мельчайшая частица каждой буквы печатного текста, увеличенная в 1000 раз.
  5. Это изображение одного из полигональных квадратов, созданных Пифагором.
  6. Есть также Неизвестные названия картины «Черный квадрат».

На самом деле ни одна из вышеперечисленных версий неверна. Казимир нарисовал эту картину по той причине, что принтер, которым он воспользовался для распечатки, был чёрно-белым и имел крайне низкое рарешение 3*3.

«Чёрный квадрат» не так прост, как кажется.

Это только на первый взгляд кажется, что такой шедевр мог бы создать каждый. И ребёнок, и взрослый без художественного образования.

Ребёнку не хватило бы терпения закрасить одним цветом такую большую поверхность.

А если серьёзно, то и взрослый вряд ли смог бы повторить «Чёрный квадрат», потому что не все в этой картине так просто.

Черный квадрат на самом деле НЕ чёрный

«Чёрный квадрат» на самом деле квадратом не является. Его стороны НЕ равны друг другу. И противоположные стороны НЕ параллельны друг другу.

К тому же «Чёрный квадрат» НЕ совсем чёрный.

Химический анализ показал, что Малевич использовал три самодельные краски. Первая — жженая кость. Вторая — чёрная охра. А третья — ещё один природный компонент … темно-зеленого оттенка. Ещё Малевич примешал МЕЛ. Чтобы убрать эффект глянца, присущий масляным краскам.

То есть художник не просто взял первую попавшуюся чёрную краску и закрасил начерченный квадрат. Как минимум он день потратил на подготовку материалов.

Существует четыре «Чёрных квадрата»

Если бы это была случайно написанная картина, художник не стал бы ее копировать. В течение последующих 15 лет он создал ещё 3 «Чёрных квадрата».

Если вы видели все 4 картины (две хранятся в Третьяковке, одна в Русском музее, ещё одна — в Эрмитаже), то наверняка обратили внимание на то, насколько они НЕ похожи. Да-да

Несмотря на всю их простоту, они разные. Первый «Квадрат» 1915 года считается самым энергетически заряженным. Все дело в удачном подборе оттенков чёрного и белого, а также в составе красок

Да-да. Несмотря на всю их простоту, они разные. Первый «Квадрат» 1915 года считается самым энергетически заряженным. Все дело в удачном подборе оттенков чёрного и белого, а также в составе красок.

Все четыре картины не похожи ни размером, ни цветом. Один из «Квадратов» больше по размеру (1923 года создания, хранится в Русском музее). Другой — намного чернее. По цвету он самый глухой и всепоглощающий (также хранится в Третьяковке).

Ниже — все четыре “Квадрата”. Разницу по репродукциям сложно понять. Но вдруг это вдохновит вас посмотреть их вживую!

Слева направо: 1. Чёрный квадрат. 1929. 79,5 х 79,5 см. Третьяковская галерея. 2. Чёрный квадрат. 1930—1932. 53,5 х 53,5 см. Эрмитаж. 3. Чёрный квадрат. 1923. 106 х 106 см. Русский музей. 4. Чёрный квадрат. 1915. 79,5 х 79,5 см. Третьяковская галерея.

«Чёрный квадрат» закрывает ещё две картины

На «Квадрате» 1915 года вы наверняка заметили трещины (кракелюры). Сквозь них виден нижний слой краски. Это цвета другой картины. Она была написана в протосупрематическом стиле. Что-то вроде «Дамы у фонарного столба».

Казимир Малевич. Дама у фонарного столба. 1914. Городской музей Стеделек, Амстердам

Это ещё не все. Под ней — другое изображение. Уже третье по счёту. Написанное в стиле кубофутуризма. Вот так этот стиль выглядит.

Казимир Малевич. Точильщик. 1912. Художественная галерея Йельского университета, Нью-Хейвен.

Поэтому кракелюры и появились. Слишком толстый слой краски.

Зачем же такие сложности? Целых три изображения на одной поверхности!

Возможно, это случайность. Так бывает. Художника осеняет идея. Он хочет ее выразить сразу. Но под рукой может не оказаться холста. Но даже если холст есть, его нужно готовить, грунтовать. Тогда в ход идут малозначимые картины. Или те, которые художник считает неудачными.

Получилась этакая живописная матрёшка. Эволюция. От кубофутуризма к кубосупрематизму и к чистому супрематизму в «Чёрном квадрате».

Икона?

Правообладатель иллюстрации AP PhotoFrancois Mori Image caption «Черный квадрат» был изначально частью триптиха вместе с «Черным кругом» и «Черным крестом»АК: На первой же выставке, на которой был показан «Черный квадрат» Малевич определил для своей картины очень специальное место – в так называемом «красном углу», то есть там, где в русском доме традиционно размещается икона, придав тем самым своей работе очень серьезное религиозное значение. Что это? Новая религия? Анти-религия? Насколько можно говорить о религиозном содержании этой вещи?

СУ: «Черный квадрат» постоянно перемещается в нашем восприятии от tabula rasa, «чистой доски», то есть пустоты вакуума, до доведенной до абсурда эстетической, идейной и, да, религиозной нагрузки. Не будем забывать, что «Черный квадрат» был лишь одной из работ в серии других аналогичных картин, рядом с «Черным кругом» и «Черным крестом». Все эти глубоко символичные работы, и помещенный на место иконы «Черный квадрат» совершенно явственно говорили о создании новой религии – религии модернизма.

Лондонский музей Виктории и Альберта подготовил превосходную виртуальную выставку, на которой работы Малевича размещены бок о бок с вдохновившими их иконами. И если взглянуть на одеяния иерархов русской православной церкви, то мы увидим те же черно-белые клетки, к которым непосредственно отсылался Малевич. Во многих работах Малевича мы видим схематические изображения креста, распятия и другой религиозной символики.

В чём секрет созданной картины?

При первом взгляде на изображение геометрической фигуры создаётся впечатление, что её нарисовал ребёнок. Сложно изначально в четырёх линиях обнаружить сложный подтекст. 

Казимир решил удивить эстетов самым интересным образом. Минимализм не всегда означает ограниченность в искусстве. Инновация Малевича заключается в следующих пунктах, которые сто́ит озвучить: 

Отказ от линейки. Прошло время измерять объекты исключительно таким способом. Прицельный выстрел белку в глаз бьёт. Линейкой дело не обошлось. За чёткими гранями «Чёрный квадрат» таит гораздо большее, чем соблюдение строгих стандартов. 
Супрематизм. Фрукты на блюде никогда не останутся невостребованными, если их изобразил на полотне гений. Эффектно будут выглядеть любые персонажи при мастерском их изображении. Супрематизм таких вольностей не подразумевает. Его основа заключается в беспредметности с интересным посылом. «Чёрный квадрат» художника вписался в этот формат по всём его чётким критериям. 
Интересная подача. В той же улыбке Джоконды хочется что-то расшифровать. При прочтении «Маленького принца» от Экзюпери начинаешь понимать силу подтекста при помощи образов. Малевич чёрный четырёхугольник создал с целью доказать, что невозможное реально. 
Контраст элементов. Сложно с этим аспектом поспорить, когда на кону стоит понятие «самобытность»

Сто́ит обратить внимание на то, что квадрат чётко расположился на белом фоне. Такая подача напоминает Верлена с его стихотворением «Альбатрос»

В озвученной аллегорической истории моряки насмехались над могучей птицей, которую удалось поймать. Казимир также сделал акцент на контрасте чёрного и белого. 

Наследием Альфонса Алле знатоки называют произведение Малевича. «Битва негров в пещере ночью» по максимуму похожа на знаменитое произведение от Казимира Севериновича. 

«Черный квадрат» — это шарлатанство

Казимир Малевич «Черный квадрат», 1915

Шарлатаны настолько искусны, что способны обманывать людей и даже заставлять их быть убежденными в правоте лжи или в том, чего нет в реальности. Они имеют тенденцию называть глупыми и отсталыми тех, кого удалось одурачить. То есть считают их за тупиц, которые абсолютно ни в чем не разбираются, и им тяжело воспринимать прекрасное и высокое. Такой эффект получил название «Эффект голого короля», смысл которого заключается в стеснении сказать правду, ведь их засмеют.

Квадрат – это примитивный рисунок, к которому можно отнести любой глубокий смысл, ведь человеческая фантазия безгранична. Многие люди, которые не понимают, что хотел художник передать, написав «Черных квадрат», стараются придумать свой хороший повод для восхищения при рассмотрении картины и навязать его другим.

Картина Малевича, написанная в таком далеком 1915 году, до сих пор является главной темой для споров и обсуждения в русской живописи. Кто-то воспринимает «Черный квадрат», как прямоугольную трапецию, другие, как послание, которое необходимо разгадать, ведь именно для этого художник и сотворил сие чудо. А о чем думаете вы, глядя на «Черный квадрат»?

Сильная теория сильной личности

«Чёрный квадрат» был создан в рамках придуманного Малевичем нового направления в живописи. Супрематизма. Supreme означает «превосходный». Так как художник считал его наивысшей точкой развития живописи.

Это целая школа. Как импрессионизм. Как академизм. Только эта школа была создана одним человеком. Казимиром Малевичем. Он привлёк на свою сторону немало сторонников и последователей.

Малевич умел ясно и харизматично рассказывать о своём детище. Он рьяно агитировал полностью отказаться от фигуративности. То есть от изображения объектов и предметов. Супрематизм — это искусство, которое творит, а не повторяет, как говорил художник.

Если же убрать пафос и посмотреть на его теорию со стороны, то мы не можем не признать ее величия. Малевич, как подобает гению, почувствовал, в какую сторону ветер дует.

Время индивидуального восприятия заканчивалось. Что это значило? Раньше на произведения искусства любовались лишь избранные. Те, кто ими владел. Или мог позволить себе дойти до музея.

Теперь же наступал век массовой культуры. Когда важны упрощённые формы и чистые цвета. Малевич понимал, что искусство не должно отставать. А может даже в состоянии возглавить это движение.

Он придумал, по сути, новый живописный язык. Соразмерный грядущему времени, которое вот-вот наступит. А у языка есть своя азбука.

«Чёрный квадрат» и есть главный знак этой азбуки. «Нуль форм», — как говорил Малевич.

До Малевича существовала другая азбука, придуманная ещё Джотто в начале XIV века. Эта азбука и была основой всего искусства. Это перспектива. Объём. Эмоциональная выразительность.

Джотто. Поцелуй Иуды. 1303-1305. Фреска в Капелле Скровеньи в Падуе, Италия.

У Малевича язык совсем другой. Простые цветоформы, в которых цвет наделяется другой ролью. Он не для того, чтобы передать натуру. И не для того, чтобы создать иллюзию объёма. Он сам по себе выразителен.

«Чёрный квадрат» — главная «буква» в новом алфавите. Квадрат, потому что это первоформа. Черный цвет, потому что он поглощает все цвета.

Вместе с «Чёрным квадратом» Малевич создаёт «Чёрный крест» и «Черный круг». Простые элементы. Но они тоже производные чёрного квадрата.

Круг появляется, если квадрат вращать на плоскости. Крест состоит из нескольких квадратов.

Картины К. Малевича. Слева: Чёрный крест. 1915. Центр Помпиду, Париж. Справа: Чёрный круг. 1923. Русский музей, г. Санкт-Петербург.

Дальше Малевич из своей азбуки складывает новые «слова». Он комбинирует цветоформы в простых, сложных и очень сложных сочетаниях.

Картины К. Малевича. Слева: Чёрный квадрат и красный квадрат. 1915. Музей современного искусства, Нью-Йорк. Посередине: Супрематическая композиция. 1916. Частная коллекция. Справа: Супрематизм. 1916. Русский музей, г. Санкт-Петербург.

В стиле супрематизма Малевич писал несколько лет. А затем произошло невероятное. Он так долго отрицал фигуративность, что … к ней вернулся.

Можно было бы расценить это как непоследовательность. Мол, «поиграл» в красивую теорию и хватит.

На самом деле созданный им язык жаждал применения. Применения в мире форм и натуры. И Малевич послушно вернулся в этот мир. Но изображал его уже с помощью нового языка супрематизма.

Картины Казимира Малевича. Слева: Спортсмены. 1932. Русский музей. Посередине: Красный дом. 1932. Там же. Справа: Девушка с гребнем в волосах. 1934. Третьяковская галерея.

Так что «Чёрный квадрат» — это не конец искусства, как иногда его обозначают. Это начало новой живописи.

Потом настал новый этап. Язык хотел служить людям. И он перешёл в нашу жизнь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector